08.12.2005
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген, мл.

Место мужчины и женщины в феминизме. Феминизм и Библия

На протяжении XX столетия роль мужчины и женщины в обществе значительно изменилась. Христиане – не просто консервативные защитники ушедшего века. Но могут ли они бездумно следовать изменениям в обществе, или Библия учит критически относиться к происходящему? В данной статье профессор ван Брюгген, преподаватель курса по Новому Завету в богословском колледже Реформатских церквей в Нидерландах, Кампен, обсуждает эти вопросы.

 

Биография:

Профессор ван Брюгген родился в 1936 г., изучал богословие в Кампене и Утрехте. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Четырнадцать лет спустя: Встреча в Иерусалиме Галатам, 2 и Хронология Нового Завета» (работа представлена на голландском языке, резюме на английском). С 1967 г. преподает курс по Новому Завету в богословской семинарии в Кампене. Опубликовал ряд экзегетических работ, включая работу по 1 Коринфянам, 7 (Взвешенный брак) и по 1 Коринфянам 11:2-16 (Освобождение женщин и Библия). На английском языке вышли следующие его работы: «Древний текст Нового Завета» (Premier Printing) и «Будущее Библии» (Thomas Nelson Inc., Publishers)

 

Эмансипация и феминизм

Многие изменения в положении мужчины и женщины в обществе тесно связаны с эмансипацией всего общества. Можно сказать, что в эмансипации женщин социальная эмансипация достигла своего пика.

Индустриализация XIX века способствовала эмансипации общества: если до этого человек был привязан к своей семье, стране, городу или деревне, то сейчас такие отношения были разорваны и люди переехали в большие города для работы на фабриках. Машины втянули человека в новую сферу жизни. Он потерял свое прежнее окружение, традиции и столкнулся с проблемой жизни в одиночестве, без родственников, в новом городе, где его статус определялся зарплатой, а не происхождением и историей.

Очевидно, что такие изменения затронули не только мужчин, но и женщин. Теперь, когда прежние традиции изменились, женщины вынуждены были искать новое место работы. Вскоре началась битва за так называемую «эмансипацию», битва за равные права: равную оплату труда, право голоса, равные возможности и т.д. В странах третьего мира этот процесс все еще находится на своей начальной стадии: рабство, репрессии и эксплуатация женщин – все это стоит на повестке дня. Традиционное положение женщин в закрытом обществе становится очень уязвимым, как только прежняя его структура заменяется структурой западной культуры. Последующие экономические и культурные вихри поставили женщин в очень невыгодное положение. На этой стадии битва за эмансипацию – это битва за то, чтобы спасти женщин от полного краха и борьба за их права. В западном обществе эта битва была уже давно.

Но в западных странах все еще можно услышать призыв к эмансипации. Сейчас, когда достигнуто равенство в социальной, политической сферах и в сфере образования, мы видим, что идет борьба за равные возможности, что получило особенное развитие после окончания Второй мировой войны. Многие женщины не имеют возможности получить хоть какое-то образование и соответственно – найти работу.

Кто-то может сказать, что у женщин есть право выбора. Но современная теория эмансипации предполагает, что проблема заключается в другом. Говорят, что прежняя система взглядов мешала женщинам свободно использовать свои равные права. Для того чтобы действительно иметь равные права, необходимо, чтобы изменилось отношение. Цель феминизма - вызвать такие изменения. Однако скоро стало понятно, что сложнее всего достичь изменений во взаимоотношениях мужчин и женщин. Обычно одного поколения достаточно для того, чтобы люди приспособились к новым условиям жизни и работы; традиционные устои семьи и брака оказались намного прочнее.

То, что началось как вполне разумный процесс, сейчас грозит стать устойчивой идеологией. Эмансипация общества призывает к возобновлению правовой защиты женщин в этом изменяющемся мире. Но современный феминизм ищет нечто большего и совсем другого. Он хочет завершить индустриальную революцию полной трансформацией основной «ячейки» общества – брака и семьи. Потому что эта основная «ячейка» подразумевает разные роли мужчины и женщины. Современная идеология равенства не хочет соглашаться с этим. Сейчас давление такой идеологии грозит уничтожением семьи и брака. Хотя все это иногда называется «эмансипация» (освобождение), такой вид феминизма - это что-то намного большее: это представление нового образа человека.

Есть много примеров того, что идеологи достаточно серьезно относятся к такому представлению нового образа. В Нидерландах, как и во многих других Западных странах, появляется все большее количество государственных постановлений, направленных на обеспечение определенных норм. Правительства вмешиваются в распределение рабочих мест между мужчинами и женщинами, переходят к системе индивидуальной оплаты труда, вместо системы, основанной на «принципе кормильца», а также через систему образования детям прививается мысль, каким должен быть современный образ человека. То, что началось как эмансипация, превратилось в определенное «промывание мозгов»: феминизм.

 

Образ Бога и образ человека

Для того чтобы разобраться в современном феминизме, мы не должны ограничивать себя социальным контекстом эмансипации. У феминизма другие и более глубокие корни: религиозные и философские. Нельзя винить машины и промышленность в том, что индустриализация не стала процессом обращения в христианство. Это было обусловлено тем фактом, что западное общество на заре промышленной революции уже прошло через духовную революцию. Последствия этой революции стали очевидными только в скорости индустриализации. Здесь я говорю об эпохе Просвещения в конце XVIII века. В то время западный человек «отпал» от Бога и Библии. Он искал свободы и встал на путь блудного сына. В период Французской революции такая новая идеология была представлена достаточно сильно, но все равно ограниченно: фокальной точкой стали права человека.

Новый образ человека мог быть создан на основе нового образа Бога, который был сформирован в начале XVII века, особенно в деизме. Вера в живого Бога и в авторитет Его слова была заменена образом Творца, который принимал участие в создании жизни, но оставил человека и дал ему полную свободу развития. Такой образ Бога напоминает историю блудного сына, который забрал все свое наследство у отца и ушел из дома в мир. Отец отдал ему наследство, а он сам решал, как потратить эти деньги. Деизм отводит Бога на запасной путь. Современные богословы пытаются объяснить такое изменение образа социальными изменениями. Так же как патриархальное общество представляло себе патриархального Бога, таким же образом современное, эмансипированное общество развило образ нейтрального и непосвященного Бога. Сейчас даже существует феминистическая теология, которая хочет создать женский образ Бога: как дань такому взгляду, в одном из переводов Библии на английский язык (Revised Standard Version of the Bible) была предпринята попытка убрать все сексистские выражения[1]. Человек выкроил образ Бога согласно своему собственному современному взгляду на общество, а возникновение деизма дало ему такую мнимую свободу.

Однако такое искажение представляет нам зеркальное отображение реальности. Феминистская теология права в том, что между образом Бога и образом человека существует тесная связь. Мы отрицаем человеческие попытки сотворить образ Бога, и ищем обновления человека по образу Бога. Феминистская теология напоминает нам о том факте, что мы не можем говорить о положении мужчины и женщины, прежде не обсудив то, во что мы верим о Боге. Изменяющееся положение мужчины и женщины в современном обществе только отчасти определяется социальной эмансипацией. Религиозный выбор влияет намного сильнее: выбор в пользу свободного человека и Бога с ограниченной силой.

Последнее можно увидеть в решении этических вопросов. Свобода человека требует свободы от исполнения Божьих заповедей. Свобода женщин ведет к свободным решениям вступать в брак или нет, иметь детей или нет (включая аборт), зависеть в жизни от мужа или нет. Здесь мы подходим к той сфере, где Господь дал нам четкие заповеди. Современный человек не хочет, чтобы Божьи заповеди снижали скорость человеческой жизни, так как он находится на пути к равноправному и свободному обществу. Вот почему успех феминизма характеризуется сексуальной революцией и предполагает изменение религиозной ментальности.

 

Что говорит Библия?

В наших стараниях услышать, что говорит об этом Библия, мы должны быть внимательны в том, чтобы не использовать Библию как книгу, которая защищает культуру XIX века или поддерживает культуру XX или XXI века. Библия дана нам не для того, чтобы переделать патриархальное общество в модель нашего современного общества.

В книгах Библии мы видим различные культурные эпохи: общество в Уре Халдейском сильно отличалось от Римского общества, где христианские общины читали послания Павла. Во многом Авраам и Павел вели себя как дети своего времени. Аврааму было сказано оставить дом своего отца и идти в землю, которую Бог даст ему, но его не призывали к новому обществу или культуре. Павел тоже знал, как вести себя в тех обстоятельствах, в которых он находился. Но ни тот мир, в котором жил Авраам, ни эллинистическая культура, в которой приходилось трудиться Павлу, не служат для нас примером. Это значит, что мы не должны идеализировать Библейские времена. Если мы посмотрим более внимательно, то увидим, что далеко не все там было идеально.

Библия не возвращает нас назад – к тому, что уже устарело и стало неинтересным. Библия возвращает нас к тому, что было потеряно: нас приводят назад в Рай (Эдемский сад), где Бог сотворил человека – мужчину и женщину. И это было очень хорошо. Они ходили с Господом и, будучи вместе, представляли образ Бога на земле.

В порядке сотворения мужчины и женщины нет обратимости или взаимозаменяемости. Сначала Бог сотворил мужчину, и из него Он сотворил женщину. Животные были сотворены по-другому. Человек в такой «двойственности» получает особенный знак: мужчина находится впереди, он оставляет своего отца и мать и прилепляется к своей жене. Женщина – помощница мужчины. Они зависят друг от друга, но это не зависимость животных. У них особые отношения «ведущего» и «следующего», лидера и помощника. Такая реальность включает в себя задачу для будущего. Подумайте о хоре: Бог распределяет партии между голосами. Дирижирует не человек, но Господь, Творец мужчины и женщины.

В результате грехопадения в Божьем творении появились "колючки": женщина рожает детей в болезни, человек работает в поте лица. Помощь и водительство сейчас ведут к неудачам и страданиям. И все равно: в 3-й главе Бытия мы видим, что наш Господь сохраняет ту модель, о которой мы читаем в 1 и 2 главах, даже несмотря на то, что цена, которая должна быть заплачена за это – мир, наполненный терниями и волчцами. Таким образом, восстановление все еще возможно.

Остальные книги Библии показывают нам эти две стороны снова и снова: с одной стороны, искаженная ситуация в результате греха (эксплуатация, рабство, неверность, ненависть), с другой стороны – Божьи заповеди, которые ведут нас к восстановлению того, как это было в самом начале.

Эти заповеди касаются сути того, как мужчина и женщина должны жить вместе перед своим Творцом и Судьей. Господь восстанавливает брак и дает повеление почитать родителей. Эти две заповеди оказывают достаточно сильное влияние на общество - в современный период люди должны научиться жить по правилам, которые Бог дал в самом начале.

Библия говорит нам о том, что муж – глава жены. Это не то же самое, что быть начальником или быть больше, чем жена. Писание называет Бога Отца «Главой Христа». Отец и Сын – единосущны, оба – истинный Бог и один Бог. Сын подчиняет Себя Отцу по любви, и Отец свободно говорит с Сыном, не отстраняясь от Него. Порядок, который есть в Боге (Отец как Глава Сына) - это порядок любви, заботы и единства. Задача человека – отражать этот образ, мужчина и женщина (муж и жена) отдают себя друг другу, с любовью и мудростью прося о чем-то и исполняя просьбы. Руководство Христа очень хорошо показало, что это значило, когда Он вместо нас одел на голову терновый венец. Таким же образом Бог учит мужчин отречься от себя и заботиться о своей жене; женщин учат не изолировать себя, но подчиниться обстоятельствам и требованиям мужа.

Такая модель сильно отличается от модели феминизма. В феминизме права заменяют любовь. Из-за борьбы за эти права структура общества уже не основывается на гендерном признаке. Теперь общество должно быть «свободным собранием» независимых индивидуумов, которые сами себе хозяева. Каждый за себя, и нет места для Бога – таково современное общество. Писание учит нас, что мы стоим друг за друга и Бог за нас!

Если этот основной вопрос не понятен, то мало пользы в том, чтобы переходить к заповедям, призывающим мужчину и женщину к святой жизни и к заботе друг о друге; заповедям, побуждающим мужчину быть лидером во всем добром; заповедям, указывающим на то, чтобы женщины любили мужа и детей. Мы никогда не сможем выполнить ни одной из этих заповедей, если мы не будем захвачены планом Божьей любви и не будем готовы своей совместной жизнью отражать эту любовь в обществе.

 

Христианская практика

Итак, что же христианам делать со всем тем, что Библия говорит о мужчине и женщине? Они должны будут жить в эмансипированном мире, который они не могут изменить.

Прежде всего, мы должны измениться сами, даже если мы не можем изменить мир. Может быть, мы не сможем обратить в христианство все общество, но сами мы можем обратиться к новой жизни. Насколько бесценны в пустыне оазисы!

Исполнение заповедей Нового Завета начинается с нас самих: живите как христиане и в браке и в семье; уважайте свою семью. Самое ужасное, происходящее в современном мире, – это не то, что мир утратил свои ценности, но то, что многим христианам просто не удается показывать эти ценности миру таким образом, чтобы мир увидел в них радость и позитивное отношение. Восстановление общества начинается дома! И сегодня это требует определенных усилий. Если феминистки думают, что стоит стремиться к принятию новых законов, дающих мужчинам и женщинам независимость, мы можем посвятить свою жизнь тому, чтобы показать им созависимость в любви.

Во-вторых, мы должны делать все возможное, чтобы сохранять хорошую атмосферу в церкви и христианских организациях. Тон эмансипации – это тон права: может показаться, что мы уже слышали это в церкви, но это фальшивая нота в церковном хоре, где мы учимся следовать за великим Дирижером нашей жизни.

В-третьих, христиане должны молиться о мудрости. Мы должны научиться вести себя в современном обществе. Феминизм посвятил себя тому, чтобы в каждом классе, в каждом офисе было одинаковое количество мужчин и женщин, и мы не можем это игнорировать. Христиане не могут оставаться свободными от современных тенденций. Хотя они не всегда знают, как здесь поступать. В дни апостола Павла только у нескольких девушек было образование. Мы живем в иное время. Но и во времена Павла, и сегодня, когда девушка выходит замуж, она должна быть готова любить и заботиться о муже и детях. И это должно быть определяющим фактором использования современных возможностей. У девушек есть возможности получить образование в той сфере, где они чувствуют призвание. Девушка, которая хочет быть хирургом, не сможет совмещать карьеру с чем-то другим, потому что ей необходимо много и долго учиться. Та девушка, которая не знает, как скоро она выйдет замуж, должна позаботиться о том, чтобы получить образование и/или найти работу. Остаться необразованной и безработной было бы глупо в современном обществе. Будут возникать различные ситуации, относительно которых в Библии нет четких указаний. Господь дает нам достаточно свободы для того, чтобы мы могли жить христианской жизнью в XXI веке. Однако Он ожидает, что мы будем ходить в мудрости и святости, и Его слово будет светильником для нашей ноги. Только тогда христианская модель будет большим, чем просто противоположностью феминизму. Потому что христианство – это не реакционное движение для консерваторов. У христианства есть свой источник вдохновения - Божье Слово и Дух. И именно это делает христианство прогрессивным! Мир, состоящий из равноправных индивидуумов, зайдет в тупик коллективного одиночества. Но те, кто верит, достигнут мир, где несовершенный образ мужчины и женщины найдет свой дом с Божьим образом – небесное царство Божьей любви.


[1] Т.е. выражения, указывающие на половую принадлежность человека (прим. пер.)

Якоб ван Брюгген, мл.

Профессор ван Брюгген родился в 1936 г., изучал богословие в Кампене и Утрехте. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Четырнадцать лет спустя: Встреча в Иерусалиме Галатам, 2 и Хронология Нового Завета» (работа представлена на голландском языке, резюме на английском). С 1967 г. преподает курс по Новому Завету в богословской семинарии в Кампене. Опубликовал ряд экзегетических работ, включая работу по 1 Коринфянам, 7 (Взвешенный брак) и по 1 Коринфянам 11:2-16 (Освобождение женщин и Библия). На английском языке вышли следующие его работы: «Древний текст Нового Завета» (Premier Printing) и «Будущее Библии» (Thomas Nelson Inc., Publishers)

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

2. Andrej
24.02.2014 | 22:39
Oschenj..raspliwschiwij material...Metal i glina...nikogda ni budut derschatcja wmeste....Biblija i cowremennaja filocofija...nikogda ne najdut...obschij jasik....
1. Сергей
03.06.2010 | 10:40
класна аналогія відносно того,що Христу глава Бог, а жінці глава чоловік, ніколи не задумавався так.
Дякую автору